Какой церковный праздник 11 декабря 2021 года: чего нельзя делать

В субботу 11 декабря 2021 года православная церковь почитает память епископа Русской церкви Феодора Симоновского (в миру Ивана). В нашей статье мы расскажем историю этого праздника, а также что можно делать в этот день, а от чего лучше отказаться.

История праздника епископа Русской церкви Феодора Симоновского

Архиепископ Феодор (Феодор Симоновский, в миру Иван; ок. 1340 — 28 ноября 1394) — епископ Русской церкви, архиепископ Ростовский.

Ученик преподобного Сергия Радонежского. Первый игумен и основатель Симонова монастыря. Переводчик, иконописец. Почитается в соборах Московских, Радонежских и Ростовских святых.

Канонизирован в лике святителей.

В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского, занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Иоанновича Радонежского, младшего сына Ивана Калиты, и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей — Климента и Иоанна. Тогда Стефан принял монашество в Хотьковом монастыре. Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь, сблизился с будущим святителем Алексием, тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого.

Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена, его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины, почему и назвал его Феодором.

Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи и греческому языку, много читал. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию, некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель. Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица!».

В 1370 году, на берегу Москвы-реки в месте называемом Симоново, по благославлению преподобного Сергия и святителя Алексия, Феодор построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда туда стало стекаться всё больше людей, Феодор удалился в более уединенное место, в пяти верстах от Москвы, и назвал его Новым Симоновом. В 1379 году он заложил здесь храм, основав обитель в честь Успения Божией Матери где ввёл строгое общежитие. Из этой обители вышли знаменитые подвижники Кирилл и Ферапонт Белозерские. А в Старом Симонове была устроена усыпальница для братии, и там были погребены схимонахи Александр и Андрей (в иночестве Пересвет и Ослябя), герои Куликовской битвы.

Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена.

В 1374 году, вместе со своим аввой Сергием, Феодор познакомился со святителем Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексию в качестве посланника Константинопольского патриарха Филофея. После кончины митрополита Алексия в 1378 году, когда поднялся вопрос о его преемнике, Феодор и Сергий Радонежский вели тайную от великого князя переписку с Киприаном об утверждении его в Москве на митрополии всея Руси.

Благоверный великий князь Димитрий Донской избрал Феодора своим духовником — вероятно вскоре после Куликовской битвы, — и часто давал ему важные поручения. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. В феврале 1381 года великий князь направил его во главе посольства в Киев звать митрополита Киприана на Москву в качестве митрополита всея Руси. С июня 1383 года по конец 1384 — начало 1385 года Феодор жил в Константинополе, посланный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския». В конце этой поездки Феодор получил от Константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, делавшие Симонову обитель ставропигиальной.

После получения зимой 1384—1385 года послания из Киева от митрополита Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Феодор в 1386 году получил от великого князя разрешение на вторую поездку в Царьград для выступления на Соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Константинополе, Феодор договорился с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принял от него сан архиепископа Ростовского в 1386 году. На родину Феодор вернулся лишь в 1388 году.

Весной 1389 года встал против митрополита Пимена, который оказался таким образом вынужден, вопреки воле князя, пойти на соборный суд в Царьград. Вероятно в это же время был объявлен лишенным архиерейского сана митрополитом Пименом. Отправившись следом за Пименом, Феодор столкнулся с ним в Кафе, где тот заточил его в тюрьму.

После освобождения, к Феодору присоединился митрополит Киприан, и 27 июня 1389 года оба они прибыли в Константинополь. Здесь, после низложения Пимена, Киприан был восстановлен в правах митрополита всея Руси, а Феодор вновь утвержден архиепископом Ростовским. 6 марта 1390 года владыка Феодор торжественно въехал в Москву в составе свиты митрополита Киприана. Лишь в этом году святитель смог занять свою кафедру.

Ростовская паства полюбила своего нового святителя, особенно полюбило его княжеское семейство, которым он стал духовно руководить. Княжича Иоанна, больного глазами, он послал к мощам святителя Леонтия, особенно чтимого им, и княжич получил исцеление. Вторичное исцеление княжич Иоанн, наученный святителем всегда прибегать к помощи святого Леонтия, получил уже по кончине святителя Феодора. В течение непродолжительного управления епархией святой успел основать в Ростове женский Рождество-Богородицкий монастырь и написал для этой обители икону Богородицы.

28 ноября 1394 года он мирно скончался.

Почитание

Мощи святителя упокоились в Успенском соборе города Ростова. Местное почитание святителя началось сразу же после смерти. Общецерковно прославленный в XV веке, святитель упоминался в месяцесловах тех лет рядом со святыми Петром и Алексием, митрополитами Московскими. Житие святителя задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна; сохранилось позднее житие с очерком судьбы Симонова монастыря до начала XVIII века, датированное 1723 года. В Подлиннике иконописном под 30 ноября дается такой иконописный портрет святого:

«подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст».

Однако, общецерковное почитание его было по неизвестным причинам прервано в XIX веке, осталось лишь местное. В Ростовском Успенском соборе в день его памяти стали петься панихиды. Протоиереи собора неоднократно обращались о возобновлении общецерковной памяти, причем в обосновании использовали печатные научные работы В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского. Наконец, общецерковное почитание было возобновлено 27-28 ноября 1912 года. Первое торжество прославления святителя Феодора после забвения было совершено в Ростовском Успенском соборе святителем архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) и епископом Угличским Иосифом (Петровых).

Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор — епископа Феодора I, основавшего Ростовскую кафедру в 990-992 году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.

Труды епископа Русской церкви Феодора Симоновского

Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Феодор совместно с преподобным Сергием Радонежским написал два послания митрополиту — в июне—нач. октября 1378 года и в кон. 1384—нач. 1385 года. Кроме того, в 1386 году он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена.

Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. Язык его переводов отличается простотой, четкостью и выразительностью. Ему принадлежат переводы следующих произведений:

  • Канон на Успение Богородицы
  • Канон в глад и томление от скудства житнаго
  • Канон Богородице о бездождии с акростихом
  • Молитва в бездождие
  • Чин малого освящения воды
  • Молитвы Филофея «на покрестьи»
  • Канон-молебен Богородице — перевод искусно выполнен в форме акростиха («краегранесия»)

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности твоея добре воспитався трудами, воздержанием, постом и молитвами, чисту и непорочну сотворил еси душу твою, сего ради на престол святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верные сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре, и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.
Ин тропарь, глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався, и извещением Святаго Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея, струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси, и, жития твоего целомудрие со ангельскими лики совокупился, преподобне отче Феодоре, с ними же Христа Бога моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 2

В молитвах Господеви предстоя, якоже крепкий адамант во утвари, по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами, ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився, но, яко имея дерзновение к рождшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему, Егоже моли непрестанно о всех нас.

Что можно и чего нельзя делать 11 декабря 2021

Что можно делать

Хорошей приметой считалось увидеть в этот день сойку, а тем более — услышать ее пение. Предполагалось, что это приносит удачу.

Верующие в этот день ходили в церковь и молились Святителю Феодору Симоновскому. Важно в Сойкин день было прислушиваться к советам старших — как по возрасту, так и по должности. Подсказки более опытных людей обязательно помогут в решении сложных задач.

На Руси верили, что между перьев у сойки спрятаны крошечные зеркала, в которых отражается будущее. Поэтому в ее день было принято гадать. Самым распространенным было гадание на успех — в снег кидали горсть монет разного достоинства и доставали по одной. Чем крупнее номинал у самой первой, тем вероятнее успех в делах.

Чего нельзя делать

Незамужним девушкам сегодня ни в коем случае нельзя ходить с распущенными волосами, иначе очень долго не найдут свою любовь. Чтобы не быть в одиночестве, сегодня нужно заплести косу или же собрать волосы в пучок.

Обладательницам коротких стрижек следует воспользоваться заколками, лентами или ободками.

Нельзя 11 декабря давать подаяние монетами – можно счастье свое вместе с деньгами отдать.

В Сойкин день нельзя перебивать старших, как по возрасту, так и по социальному статусу, званию, должности, иначе можно накликать на себя проблемы на работе. Нужно внимательно слушать, что они говорят, так как их советы помогут в решении многих вопросов, связанных как с карьерой, так и с личными отношениями.

Запрещено давать что-то из дома соседям. По примете, с отданным можно расстаться и с семейным счастьем, удачей и радостью. Начнутся ссоры, скандалы и недомолвки между супругами, родственниками, а также возникнет конфликт отцов и детей.

Нельзя указывать пальцем на сойку, поскольку такой жест может спугнуть удачу. На птичку надо смотреть молча, в этот момент загадав желание. Оно обязательно исполнится, притом – еще до конца зимы.

Не разрешается в Сойкин день, если на улице идет снег, его затаптывать – можно затоптать свою удачу. Рекомендуется горсть свежего снежка взять в ладони и нашептать на него свое желание, после подкинуть вверх и постараться попасть под снегопад. Согласно примете, задуманное вскоре исполнится.

Человек, рожденный 11 декабря, по гороскопу Стрелец. Эти люди выносливые и волевые, обладают мощной энергетикой, которую можно почувствовать на расстоянии. Они лидеры, не боящиеся брать на себя обязательства и ответственность за других. В качестве талисмана им подходит опал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *